АвторСообщение
постоянный участник


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.05 00:22. Заголовок: Фридрих Дюрренматт


Читаю сейчас "Судью и его палача", и это тем более хорошо, что параллельно перечитываю "Процесс", при всём при этом медитативно замечая явные параллели. В обеих книгах существует уголовный процесс, процесс неясный, в котором участвует множество непонятных, но могущественных личностей, не могущих изложить свои желания внятно ну и так далее в мелочах...

чуть позже покажу цитаты из той и другой книги в сравнении для иллюстрации мысли.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]







Пост N: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.08 11:31. Заголовок: Дюрренматт является ..


Дюрренматт является одним из моих любимых писателей. Часто мне приходилось слышать о сравнении с Кафкой. Если вы позволите, я расскажу о своих впечатлениях.

О Фридрихе Дюрренматте говорят мало, редко, и складывается впечатление, что русский читатель практически незнаком с его творчеством. Недавно в мои руки попала книга его избранных произведений, и я смогла оценить Дюрренматта по достоинству. Какие мотивы характерны его творчеству, внимание к чему проявляет автор?
1. «перемена участи»; герой совершает какой-либо неожиданный поступок, кардинально меняющий его жизнь (например, убийство, считающееся беспричинным); это роднит его с Фришем;
2. двойственность: герой оказывается палачом и жертвой, охранником и узником в одном лице;
3. многовариантность, различные версии реальности; снова сходство с Фришем;
4. предназначение человека, роль творчества в его жизни («только в процессе творчества человек становится человеком»);
5. любовь – то единственное чудо, которое позволяет видеть смысл в том ужасе, который называется жизнью;
6. бессмысленность жизни;
7. мотив лабиринта;
8. царящая вокруг неопределённость, что сближает Дюрренматта с Кафкой.
В «Правосудии» автор высказывает смелую идею: «назначение человека мыслить, а не действовать. Действовать может каждый бугай». Здесь я нашла сходство с собственной «Нас облагородит Мысль!» вместе «Труд облагораживает». Но это ящик с двойным дном, ибо Мысль есть начало всего, она предваряет Слово и Действие, а значит – первична + материальна, а это говорит о том, что она есть, в определённом смысле, действо. Мыслить – и есть действовать, истинно действовать, не как фигура шахматной доски («бугай»), а как тот, кто определяет следующий ход («мыслитель»).
В «Правосудии» Дюрренматт исследует возможности, которые таит в себе действительность («действительность нам и без того известна, за неё-то я и сижу здесь и плету корзины, а о возможном нам известно очень мало»), и здесь автор напоминает мне Станиславского с его приёмом «если бы». Что если убийцей был не Колер? Исходя из этого предположения, реальность примет иной вид. Дюрренматта интересуют различные комбинации и следствия, к которым они приводят; он хочет свободно продвигаться в пространстве вариантов, сооружая ментальные конструкции.
Дюрренматт – мастер ставить знаки вопросов. Не давая единого ответа, он позволяет каждого выбрать ту систему координат, в которой любое «почему?» и «как?» будет уравновешено неким «потому что». Причём, вопросы свои Дюрренматт ставит таким образом, что читатель начинает неистово искать ответ, т.е. он оставляет послевкусие (или, лучше будет сказать, послемыслие), он заставляет думать, и тем самым подводит нас к человеческому назначению. Алистер Кроули называл вопросы «горбунами» («?»), ответы – «солдатами» («!»), призывая к такой последовательности: «? ! ? ! ? ! ?», но он же предупреждал, что «горбунов» всегда будет на один больше. Кажется, что многовариантность Дюрренматта сие ставит под сомнение. Обратимся вновь к «Правосудию». Вся книга есть поиск ответа на вопрос «Каков мотив убийства?», и этот «горбун» породил огромное количество «солдат», но какой солдатик оказался стойким, мы так и не узнаем. Реальность интерпретируется с разных позиций и каждое мнение может считаться уместным. У меня была своя версия, в романе никак не обозначенная, но я не считаю её единственно верной, принимая к сведению все варианты.
Признаком гениальности я называю умение заставлять читателя/зрителя думать, погружаться в глубины себя, медитировать на вопросы, не нашедшие своих ответов. Это присуще фильмам Тарковского, это присуще книгам Дюрренматта и Фриша. Критики называю Дюрренматта «мастером прозы высокого интеллектуального накала» и, безусловно, он сам хотел, чтобы его читатель был человеком мыслящим.
Меня очень заинтересовал финал «Правосудия», в котором автор множит вопросы в арифметической прогрессии и…говорит о Времени. Да, он вдруг заговорил о времени в тот момент, когда я уже пребывала в уверенности, что Дюрренматт ограничится пространством. «Рубить деревья очень грустно, их не рубят, их убивают», и неожиданно добавляет: «По деревьям я ощущаю ход времени, своего времени. Не так, как я определяю его при взгляде на небо. В небе прокручивается объективное, поддающееся измерению время человека почти шестидесяти пяти лет от роду, субъективно же время движется вместе со мной и с деревьями в сторону смерти, и здесь его нельзя измерить, можно лишь ощутить». Деревья как олицетворение времени, и его убивают – время убивают. Да и время убивает. Вновь эта двойственность. Человек – потребитель времени, и он же его убийца, в свою очередь время делает человека жертвой, старит, разрушает, покоит, ставит точку и памятник. Для Бродского время олицетворяла вода, рабы времени видят символом времени – циферблат, Дюрренматт ощущал ход времени по деревьям. «Время движется в сторону смерти» - философски подмечает швейцарский гений. «Время – великий разрушитель» - написано в священной Бхагавад-гите.
«А как воспринимает время земля?» - спрашивает Дюрренматт, и тут же…нет, не отвечает…он даёт возможные версии ответов. Движение от малого к великому, от частного к общему: как воспринимает время земля, как его воспринимает сама планета, как к возрасту своему относится весь род человеческий? Дюрренматт вопрошает: «А бог?», а далее: «Если вообразить его сущим, разве он действовал по-другому, чем доктор h.c.Колер?»

О подлинной жизни о говорил как о хаосе:

Тем не менее Жоржетта никак не могла понять, что изображено на картине.
- Подлинная жизнь, - утверждал Архилохос.
- Но ведь внизу написано «Хаос»! – воскликнула Жоржетта и показала на правый нижний угол репродукции.
Архилохос покачал головой:
- Великие художники творят бессознательно. Я убеждён, что это полотно изображает подлинную жизнь.
(«Грек ищет гречанку»)




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



ФРАНЦ КАФКА
www.kafka.ru

Администратор форума: Наталья (Nash) Написать письмо